Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню,
блоками ссылок в области контента и
постраничной навигацией, используете клавишу
TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши
← стрелка влево истрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите
Enter - Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте
клавиши
стрелка вверх ↑ и стрелка вниз↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавишиPageUp иPageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу
Esc .
НажатиеTab после этого вернет активацию.
ФГОС-2021
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675) О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (12.09.2022 № 70034) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДЕНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ФЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО:
ОБЗОР 18 КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
- Вариативность
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
- Планируемые результаты
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – "Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры», "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России", "Основы светской этики".
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета "История" и учебных курсов "История России" и "Всеобщая история".
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы "Математика", включая курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика"; "Информатика"; "Физика"; "Химия"; "Биология".
- Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД "Самоорганизация", – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
- Пояснительная записка к Программе
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
- Содержательный раздел Программ
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
- Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
- Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО).
- Программа формирования универсальных учебных действий
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: "Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся". Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО).
- Предметные области и предметы
В предметной области "Математика и информатика" появился учебный предмет "Математика". В него входят учебные курсы "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика". Также изменили структуру предметной области "Общественно-научные предметы". Теперь учебный предмет "История" включает учебные курсы "История России" и "Всеобщая история". В предметную область "ОРКСЭ" и "ОДНКНР" входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе (для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.
При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО).
- Объем урочной и внеурочной деятельности
ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимум |
ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
- Особенности обучения детей с ОВЗ
В разделе "Общие положения" указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
- Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
- Деление учеников на группы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (ФГОС НОО, ФГОС ООО).
- Информационно-образовательная среда
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО).
- Оснащение кабинетов
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО).
- Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО).
- Психолого-педагогические условия
В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО).
- Повышение квалификации педагогов
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО).
19 января 2023 г. ФГОС: система образования Хабаровского края готова к переменам
ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021:
• Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
• Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
• Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования 2021 год.
25 мая 2023 года Онлайн-конференция министра просвещения Сергея Кравцова
ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Типовой комплект методических документов
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
В течение 2022-2023 учебного года Институт стратегии развития образования РАО проводит семинары для учителей по вопросам содержания и реализации примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования в условиях введения обновленных ФГОС.
Ознакомиться с планом проведения методических семинаров можно в календаре, опубликованном на сайте "Единое содержание общего образования" в разделе "Методические семинары". На странице каждого учебного предмета отражена более подробная информация о запланированных мероприятиях, а также презентационные материалы и видеозаписи уже состоявшихся семинаров.
Всероссийские просветительские мероприятия и конференции, проводимые Институтом стратегии развития образования РАО
Всероссийские просветительские мероприятия
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов естественнонаучного общего образования», 26.05.2021г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература», 29.06.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Общественно-научные предметы», 01.10.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Математика и информатика», 27.10.2021 г.
- "Обновление содержания и методик преподавания предметов в начальной школе", 01.12.2021 г.
- "Трудности в обучении младших школьников: причины, пути преодоления" 28.02.2022
- "Особенности разработки и реализации рабочих программ изучения второго иностранного языка" 24.03.2022
- Всероссийское просветительское мероприятие «Особенности разработки и реализации рабочих программ углубленного изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» 28.06.2022
- Всероссийское просветительское мероприятие «Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программы основного и среднего общего образования и федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе и общественно-научным предметам» 29.11.2022
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" по поручению Министерства просвещения РФ продолжает серию Всероссийских просветительских мероприятий с целью оказания методической поддержки региональных образовательных систем Российской Федерации в условиях изменения законодательства и введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования.
Очередные мероприятия состоятся:
• 23.11.2022 года "Особенности реализации федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования";
• 25.11.2022 года "Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике";
• 29.11.2022 года "Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программы основного и среднего общего образования и федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе и общественно-научным предметам".
К участию во Всероссийских просветительских мероприятиях приглашаются специалисты органов управления образования, руководители региональных учебно-методических объединений, преподаватели и методисты институтов развития образования, управленческие команды школ, учителя.
Запланированные мероприятия проводятся в онлайн-формате в 11 часов по московскому времени.
Ссылки для подключения к мероприятиям, программа и подробная информация размещены на сайтах ФГБНУ "ИСРО РАО": https://instrao.ru/prog, https://edsoo.ru/Vserossijskie_prosvetite.htm .
Конференции
- Всероссийская научно-практическая конференция "Единая критериальная система оценки в общем образовании", 13.10.2021 г.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение и устранение трудностей в обучении младших школьников как проблема профессионального развития педагогов», 26.10.2021 г.
- VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию, 17.12.2021 г.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Переход на обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2022-2023 учебном году: первые итоги»
Семинары
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык», 21.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации ПРП ООО предмета «Математика», 07.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по математике, 23.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по предметам «Русский язык», «Родной язык (русский)», 09.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ, 20.10.2021 г.
- Семинар по функциональной грамотности ФГБНУ "ИСРО РАО", 24.09.2021 г.
- Семинар по апробации примерных рабочих программ, 15.09.2021 г.
- Предметная секция "Русский язык и литература", "История и иностранный язык" в рамках семинара, 13.09.2021 г.
- Методическая поддержка учителей при введении и реализации обновленных ФГОС ООО и СОО с сентября 2022 по май 2023 г
Методические видеоуроки
Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования.
Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания.
Ссылка на весь перечень видеоуроков